Летнее дизельное топливо (ДТ класса «Л») – самое распространенное топливо ввиду его более низкого (по сравнению с другими видами топлив) качества и, соответственно, относительно дешевой цены.
Основные физические свойства летнего топлива: вязкость 3,0-6,0 мм2/с при 20 град С; предельная температура застывания -10 град С: температура помутнения -5 град С: плотность не выше 860 кг/м?.
Требования к летнему дизельному топливу (согласно ГОСТ 305-82)
Характеристика | Летнее дизтопливо |
1. Цетановое число, не менее | 45 и выше |
2. Фракционный состав: | 3,0-6,0 мм2/с |
50% перегоняется при температуре, °С, не выше | |
90% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше | 280 °С |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с | 360 °С |
3. Температура застывания, °С, для климатической зоны: | |
умеренной | -10 °с |
холодной | — |
4. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: | |
умеренной | 40 °с |
холодной | 62 °с |
5. Температура вспышки, °С, не ниже: | |
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | -5 °С |
для дизелей общего назначения | — |
6. Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | 0,2% |
вида I | 0,5% |
вида II | |
7. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01% |
8. Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более | 40 мг/100 см3 |
9. Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более | 5 мг КОН/100 см3 |
10. Йодное число, г I2/100 г топлива, не более | до 6 |
11. Зольность, %, не более | 0,01% |
12. Коксуемость 10 %-го остатка, %, не более | до 860 г/м3 |
13. Коэффициент фильтруемости, не более | до 3 |
14. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 0,20% |
В России производится летнее дизтопливо следующих марок:
- ДТ-Л-0.2-62 – летнее топливо высшего сорта;
- ЕН 590 (сорт С) – летнее автомобильное дизельное топливо.
Наиболее распространенные стандарты на дизтопливо:
Летнее дизтопливо получают в результате перегонки сырой нефти, путём смешивания гидроочищенных прямогонных и вторичных углеводородных фракций с температурой выкипания от 40 до 250 град С. Повышение температуры конца выкипания способствует повышению дымности и усиленному закоксовыванию форсунок дизельного двигателя.
Использование летнего дизтоплива
Летнее дизтопливо используют при температуре воздуха не ниже 0оС. При отрицательных температурах летнее дизтопливо мутнеет и густеет в результате кристаллизации содержащихся в топливе частиц парафина. Загустевшее топливо будет настолько плохо распыляться форсунками, что воспламенение топливно-воздушной смеси происходить не будет. То есть, заполнив зимой бак дизель-агрегата летним топливом, водитель может полностью забить фильтры своего авто, тем самым, привести в негодность топливный насос и, таким образом, вывести из строя топливную систему.
Летнее дизтопливо используется для работы быстроходных газотурбинных и дизельных двигателей судовой и наземной техники: для эксплуатации легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственных и коммунальных машин и агрегатов, судовых двигателей, домашних (отопление коттеджей) и промышленных дизель-генераторов, котлов, тепловых пушек.
Несомненно, наиболее распространено летнее топливо в центральной и южной частях России, где климат не такой суровый, а ночные заморозки в межсезонье не настолько опасны для не успевших перейти на зимнее топливо дизельных двигателей, чтобы стать серьезной проблемой для автовладельца. А в той части России, где ночные «похолодания» превращают летнее дизтопливо в загустевшую массу, препятствуя запуску двигателя, водителям ничего не остается кроме как буксировать машину в теплый гараж и ждать, пока топливо прогреется, или добавлять размораживающие присадки, чтобы превратить летнее дизельное топливо в демисезонное. Так что на АЗС осенью и весной всегда следите за тем, каким дизтопливом заправляетесь.
Качество летнего дизтоплива
Качество дизельного топлива марки «Л» определяется следующими эксплуатационными характеристиками:
- фракционный состав (определяет токсичность, дымность и полноту сгорания газов двигателя);
- цетановое число (определяет экономические и мощностные параметры работы двигателя;
- низкотемпературные свойства (определяют работу системы питания двигателя при отрицательных температурах воздуха, а также условия хранения дизтоплива;
- плотность и вязкость (обеспечивают нормальную подачу топлива, его распыление в камере сгорания и работу фильтров);
- степень чистоты топлива (обеспечивает надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя);
- температура вспышки (определяет условия безопасного применения топлива в дизельных двигателях);
- присутствие металлов, сернистых соединений и непредельных углеводородов (влияет на износ и коррозию двигателя, а также на нагарообразование).