Мазут Ф 5

Флотские мазуты – это одни из самых распространенных и с успехом применяемых видов топлива для судоходства. Их отличие – в наибольшей среди всех видов мазутных топлив удельной теплоте сгорания, что обеспечивает и больший выход по энергии.

мазут Ф 5
Издалека понятно: эсминец идет на флотском мазуте, например, Ф 5

Мазут флотский Ф 5 производится из мазута марки М 100, который, по сути, является тяжелым остатком переработки нефти. Другими словами, исходный мазут содержит в себе как тяжелые углеводороды и смолы, так и целый ряд химических элементов (металлов) и соединений (карбиды и карбоиды). Химический состав продукта менять сложно и нецелесообразно, однако вполне приемлемого улучшения качества мазутного топлива относительно легко достичь, применяя исключительно физические методы.
Технические требования изложены в ГОСТе 10585-2013. Топливо нефтяное. Мазут.


Чтобы успешно использовать мазут Ф 5 по прямому назначению, а именно сжиганию в паровых котлах энергетических установок судовой техники, необходимо в первую очередь снизить его вязкость. Эта задача решается смешиванием мазута марки М100 с дизельным топливом в соотношениях соответственно 6:4 или 7:3. Иначе говоря, 30% среднедистиллянтного дизельного топлива достаточно для того, чтобы снизить вязкость с 15 градусов ВУ (условной вязкости) до 5.

Окончательно требуемого уровня качества топлива можно достичь введением депрессорной присадки, применение которой позволяет снизить температуру застывания жидкого топлива. Как можно более низкая температура застывания – одна и главнейших характеристик мазутного топлива, она показывает температурную область, в которой топливо сохраняет текучие свойства, не превращаясь в «желе». Знание этой особенности критично при перевозках и переливах флотских мазутов, особенно в холодное время года. Температура застывания мазута Ф5 не превышает отметку -5 градусов С.

Условия применения флотского мазута Ф5 требуют от него, как ни странно, слегка повышенного, по сравнению со вторым сортом флотского мазута (Ф12), серосодержания, которое может доходить до 2%. Между тем, сохраняются такие свойства мазута, как пониженная зольность (не более 0,1%), малый процент механических примесей (до 0,1%) и низкое содержание влаги (доля воды не превышает 1,0%). Также, в отличие от более вязких мазутов, флотский мазут Ф5 не теряет и выхода по энергии от сгорания за счет повышенного содержания серы.