РЖД хочет отменить для себя акцизы на дизтопливо

ОАО РЖД планирует поднять вопрос об освобождении компании от акцизов на дизельное топливо, это позволит ей сэкономить около 14 млрд руб. в год.

РЖД, топливо
Тепловозы РЖД пока не могут работать совсем без дизельного топлива…

Похожая идея уже обсуждалась в 2014 году, но тогда предлагалось направить уплаченные акцизы на развитие железных дорог. По данным «Ъ», в этом году ОАО РЖД решило действовать через железнодорожных операторов, убедив их в том, что отмена акциза сдержит рост тарифов и отток грузов на автотранспорт.

В распоряжении «Ъ» оказался протокол майской встречи руководства ОАО РЖД с железнодорожными операторами по ситуации на транспортном рынке. Одним из пунктов документа было предложение внести изменение в Налоговый кодекс РФ, освобождающее монополию от уплаты акцизов на дизельное топливо. В 2014 году монополия израсходовала 4,1 млн тонн дизтоплива (в 2013 году — 2,8 млн тонн), ставка акциза составляет 3,45 тыс. руб. за тонну, то есть экономия компании по этой статье могла бы составить около 14 млрд руб. (инвестпрограмма на 2015 год — 393,8 млрд руб.). В ОАО РЖД от комментариев отказались.

Сходня идея обсуждалась и в 2014 году, но тогда предлагалась иная схема поддержки монополии: уплаченные акцизы на нефтепродукты должны были направляться на развитие железных дорог, а не в дорожный фонд, как обычно. Механизм закрепили и в одобренном правительством плане мероприятий по обеспечению безубыточной деятельности ОАО РЖД в 2014-2015 годах, но в итоге он так и не был реализован.

Источник «Ъ», близкий к монополии, пояснил, что позиция госкомпании по этому вопросу принципиально не изменилась. «ОАО РЖД надеется сдержать отток грузов на автотранспорт»,— замечает он. В стоимость автоперевозки, по его словам, через налоги и акцизы включено не более 40% от реальных расходов на содержание автодорог, остальное покрывает бюджет. Но в плату за доставку грузов по железной дороге закладывается 100% затрат на инфраструктуру, в том числе и акцизные платежи, отмечает собеседник «Ъ». Впрочем, заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин еще в феврале говорил, что расчеты железнодорожников ошибочны, поскольку автомобилисты тоже платят за инфраструктуру. По его словам, сейчас в стоимости проданного литра бензина более 30% — акциз, зачисляемый в дорожный фонд.

Источник «Ъ» среди операторов поясняет, что тема акцизов на майской встрече подробно не обсуждалась, но была затронута с тем, чтобы участники рынка поддержали предложение госкомпании в правительстве. Он добавил, что операторы готовы это сделать, если эта мера позволит сдержать рост железнодорожных тарифов. Но, по оценке главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в железнодорожном тарифе на акциз приходится чуть более 1%, и принципиальных изменений операторы и грузоотправители не почувствуют, в отличие от монополии, которая пытается всеми способами сбалансировать бюджет на 2016 год. Но, по его словам, более разумно было бы целевое направление уплаченного ОАО РЖД акциза на капремонт путей.

Вчера в Минэкономики заявили, что предложение об отмене акцизных платежей для ОАО РЖД к ним не поступало. В Минфине и Минтрансе на запрос «Ъ» не ответили. Собеседник «Ъ» на рынке говорит, что идея еще не обсуждалась с министерствами.

Юлия Галлямова
Источник